При поддержке правительства Москвы

ТАРП СВАО организация инфраструктуры поддержки предпринимательства СВАО г. Москвы

Что нужно знать о некоммерческих организациях при их учреждении: особенности функционирования и управления НКО

Создание некоммерческой организации (далее – НКО, организация или компания некоммерческого характера, предприятие с деятельностью некоммерческого характера) в нашей стране часто представляется достаточно сложным и очень трудоёмким занятием. Причинами сложности и трудоёмкости процесса учреждения НКО и, как правило, в последующем руководства такой компанией выступают:

            - узаконенное наличие большого количества форм предприятий и организаций, имеющих право заниматься некоммерческой деятельностью;

- многообразие правовых норм, регламентирующих создание и функционирование предприятий такого вида, изложенных в различных законодательных актах;

- возможность разночтения установленных требований, изложенных в различных федеральных законах, порою не только дублирующие идентичные правовые требования, но иногда и не имеющие согласованности между собой;

- неточность, размытость или общность нормативных формулировок, позволяющих отказывать в государственной регистрации компании такой формы часто по надуманным причинам.

            Кроме того, НКО создается и действует в некоммерческом направлении без получения доходов, направляемых на повышение личного благосостояния учредителей. А в случае занятия бизнесом доходы от неё руководство НКО может направить исключительно на некоммерческую деятельность. Другими словами работники компании некоммерческого характера, получая минимальную заработную плату, трудятся на благо развития общественных процессов с целью умножения справедливых человеческих ценностей. Однако на практике деятельность таких компаний и её сотрудников может носить не только конструктивный, но и деструктивный характер.

Роль НКО в обществе

            Большинство ныне действующих НКО выполняют положительную роль, решая ряд следующих социально - значимых вопросов:

            - сбор средств для оказания неотложной помощи гражданам, нуждающимся в лечении постоянно прогрессирующих смертельных заболеваний, для оказания помощи которым выделение в короткий период государственных денежных субсидий невозможно;

            - формирование и поддержка здорового образа жизни граждан России;

            - общественный контроль реализации мер по борьбе с коррупцией;

            - реализация других общественно - значимых мероприятий, направленных на защиту прав и свобод граждан.

            Такая конструктивная деятельность НКО поддерживается государством за счет предоставления налоговых преференций, грантов, привлечения к выполнению заказов и другими законными способами.

            Однако в жизни такая идиллия встречается не всегда. Известны случаи, когда учредители НКО, провозгласив себя «борцами за добродетельность простым людям», на самом деле своей целью ставили личное обогащение. Например, собирали деньги для оказания помощи больным детям или погорельцам, а собрав их, испарялись вместе с деньгами. Другие организации, получив финансирование из-за рубежа, начинали заниматься политической деятельностью, направленной на откровенный подрыв конституционного строя России, при этом считая, что они занимаются некоммерческой деятельностью. Таким организациям государство активно противостоит всеми доступными законными методами, начиная от предупреждения вплоть до их закрытия.

            Таким образом, основной целью НКО в России выступает реализация функций двигателя общественных процессов путем выполнения роли связывающего звена между народом и государством. Поэтому порядок управления деятельностью компании, занимающейся некоммерческой деятельностью, имеет некоторые специфические особенности в отличие от деятельности и управления организаций коммерческого типа. Одной из таких особенностей выступает обязательное создание и постоянное функционирование в НКО специального контрольно-ревизионного органа (далее - ревизионный орган).

Ревизионный орган в НКО

            Наличие в НКО ревизионного органа определено требованиями действующего законодательства. Необходимость создания и функционирования такого контрольного органа обусловлена обязательностью организации внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности компании некоммерческого характера её уставным целям, включая контроль действий руководства НКО.

            При создании НКО в её штате заранее предусматривается один человек, обеспечивающий контрольно-ревизионную деятельность внутри организации. В некоторых НКО, таких, как садоводческие, дачные или огородные товарищества, а также гаражные кооперативы, избираются два и более человека для последующего общественного контроля деятельности правления и его участников, включая финансовую и другую деятельность кооператива в целом. Из них создается ревизионная комиссия, избираемая общим собранием членов товарищества или кооператива. Эта комиссия в своей деятельности руководствуется положением о ревизионной комиссии, утверждаемом на общем собрании. В положении излагаются обязанности и права ревизионного органа, а также регламент его работы, включая проведение заседаний и порядок принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции ревизионной комиссии, подотчетность контрольного органа общему собранию и др.

            Основные задачи ревизионного органа определены действующим законодательством, а конкретные задачи должны быть прописаны в уставном документе НКО. К таким задачам относятся:

            - проверка выполнения уставных целей путем выявления наличия или отсутствия нарушений в финансовой и хозяйственной деятельности компании некоммерческого характера;

- ревизия финансовой отчетности руководства НКО на предмет соблюдения законодательных и уставных требований компании при ведении некоммерческой деятельности;

- контроль правильности сбора и расходования денежных и других материальных средств, числящихся на балансе НКО, с учетом целей деятельности некоммерческого характера.

            В ревизионную комиссию могут быть избраны только члены товарищества или кооператива. В такую комиссию не могут избираться председатель правления, члены правления, а также их родственники.

Ревизор или председатель ревизионной комиссии несет ответственность за убытки причиненные компании наряду с её руководителем (председателем правления).

            При установлении ревизором (ревизионной комиссии) нарушений в финансовой или хозяйственной деятельности НКО он обязан передать материалы в правоохранительные органы для дальнейшего расследования.

В целом избрание ревизионной комиссии (ревизора) выступает необходимым условием обеспечения полной прозрачности финансовой деятельности компании путем внутреннего контроля всех расходов НКО именно на некоммерческие цели. Какие же доходы и расходы могут быть у НКО?

Доходы и расходы НКО

            Финансовая деятельность компании, занимающейся некоммерческой деятельностью, существенно отличается от аналогичной деятельности коммерческой организации. Финансовая деятельность НКО не может использовать такие критерии как рентабельность, маржинальная или валовая прибыль. Это обусловлено её основным предназначением, состоящим в приношении пользы гражданам и обществу в целом.

            Доходную часть компании некоммерческого типа составляют взносы, добровольные перечисления, гранты и другие пожертвования. Кроме того, отдельным источником дохода может быть создание (учреждение) этой компанией коммерческой организации, прибыль которой направляется на решение уставных задач организации, выступившей учредителем. При этом возможность по созданию коммерческой организации в обязательном порядке должна быть прописана в уставе НКО. Например, НКО оказывает безвозмездную поддержку в области медицины или спорта. Эта же компания, занимающаяся некоммерческой деятельностью, может учредить коммерческую организацию типа ООО по торговле медикаментами или спортивными товарами, а также по предоставлению различных платных услуг и работ. Полученная ООО прибыль должна перечисляться в НКО в виде пожертвований на основании договора, заключенного между НКО и ООО. Таким образом, доходная часть финансовой деятельности НКО представляет собой совокупность всевозможных средств, полученных компанией в процессе её функционирования.

            Расходная часть финансовой деятельности НКО характеризуется полным перечнем финансовых затрат, понесенных этой компанией в процессе своего существования за конкретный период. Эти расходы включают постоянные, переменные и регулируемые траты финансовых средств.

            К постоянным тратам относятся строго фиксированные денежные выплаты, регулярно осуществляющие компанией независимо от финансовых результатов её деятельности. Это выплаты за аренду офиса компании, коммунальные услуги, а также заработная плата наемных сотрудников и оплата их социального пакета.

            Переменные траты обусловлены необходимостью закупки товаров и услуг, требуемых для обеспечения деятельности компании. Например, покупка мебели и канцелярских принадлежностей для офиса компании, оплата услуг электрика, сантехника, специалиста по обслуживанию компьютерной техники и средств связи и т.п.

            Регулируемые траты включают финансовые издержки некоммерческой деятельности организации, зависящие от объема реализуемых мероприятий и периодичности их проведения.

            Все траты планируются заранее путем составления финансового плана некоммерческой компании в виде сметы. Смета представляет собой финансовый документ, заранее планирующий предполагаемые расходы денежных средств для выполнения уставных мероприятий и программ.

            Проверка правильности получения НКО доходов, а также их целевое или нецелевое расходование проводится контрольными органами путем изучения финансовых документов компании. Их качественная подготовка требует особой внимательности при тщательном соблюдении требований действующего законодательства.

Почему следует прибегнуть к услугам специалистов?

            Любая проверка деятельности НКО может привести к неожиданным негативным последствиям. Поэтому в случае каких-либо сомнений лучше обратиться за помощью к опытным специалистам. ТАРП СВАО более 20 лет оказывает услуги по регистрации организаций, предприятий и компаний различной формы, занимающимися коммерческими и некоммерческими видами деятельности. ТАРП СВАО помогает:

- оперативно и качественно без ошибок собрать документы, требуемые для создания компании и последующего её официального оформления;

- осуществить проверку достоверности всех предоставленных данных с целью исключения возможного отказа в регистрации предприятия;

- освободить заказчика от трудоемких бумажных операций путем использования юридически выверенных форм необходимых документов;

- решить возникающие в процессе функционирования компании юридические, бухгалтерские и другие экономические трудности, включая почтовое и секретарское сопровождение деятельности организации.

Обращайтесь, мы всегда на связи в готовности оперативно и качественно оказать вам посильную помощь.

 

Позвоните нам прямо сейчас по телефону +8 (499) 706-88-07
или закажите услугу онлайн
Сделать заказ!

Мы гарантируем

  • 100% гарантия - профессионального составления пакета документов на регистрацию предприятия за 1 день
  • 100% гарантия прохождение регистрации предприятия по нашему адресу
  • 100% гарантия получения Вашей корреспонденции
  • 100% гарантия подтверждения адреса при проведении выездных проверок ФНС, банки и др.
  • + Бесплатные Юридические консультации по регистрации предприятия и выбора правовой формы предприятия

Сделайте заказ прямо сейчас!
8(499) 706-88-20

Заказать звонок