Как зарегистрировать некоммерческую организацию (НКО) с надежным юридическим адресом?

Некоммерческая организация (далее – НКО, организация некоммерческого характера или типа) в современных экономических условиях выступает в качестве одного из субъектов рыночных некоммерческих отношений. НКО составляет основу некоммерческого сектора нашей страны, характеризуемого ведением бесприбыльной, но очень полезной деятельности. К такой деятельности относится решение задач, имеющих жизненно - необходимое значение для миллионов простых людей. К задачам НКО, прежде всего, относятся:

            - реальная поддержка граждан путем создания дополнительных рабочих мест;

- оказание материальной помощи людям, попавшим в тяжелые жизненные ситуации;

- реализация различных общественно-полезных проектов с целью решения социальных задач, направленных на повышение устойчивости социальной системы общества и обеспечение её стабильности;

- обеспечение устойчивой достоверной связи между государственными органами и народом за счет формирования и последующего обнародования мнения большинства населения по мерам, принимаемым государством в различных сферах общественных отношений;

- снижение социальной напряженности в государственном обществе за счет удовлетворения психологической и социальной потребности различных людей в общении с единомышленниками (теми, кто разделяет их склонности и взгляды) путем создания различных клубов (например, клубов футбольных фанатов), общественно-политических объединений и др.

            Решение таких важных для государства задач в свою очередь предъявляют к НКО ряд социально-экономических требований. Их выполнение способствует успешному функционированию организаций некоммерческого типа в государственной среде.

Социально-экономические требования, предъявляемые к созданию НКО

            Учитывая, что НКО обеспечивают реализацию социально-культурных потребностей населения, до которого у государств «не доходят руки», такие организации должны соответствовать следующим основным требованиям.

  1. НКО должна быть независимой от государства, различных корпораций, группировок и частных лиц. Эта независимость выражается в виде юридической и хозяйственной самостоятельности, а также в обособленности функционирования. В противном случае такая организация становится частью государственной или муниципальной власти, различных корпораций, группировок, частных лиц и скатывается до защиты их интересов, а не интересов народа.
  2. НКО должна обладать устойчивой внутренней организационной структурой, определенной её учредительными документами. Данное свойство позволит успешно функционировать организации некоммерческого характера независимо от мнения о ней государственных и местных органов власти. Для НКО важно мнение населения о её работе.
  3. НКО вправе решать только жизненно - необходимые проблемы, длительное время никем не решаемые в силу различных обстоятельств (например, отсутствия государственного финансирования или законодательной базы и пр.) без права получения прибыли для личного обогащения учредителей общества.
  4. Организация некоммерческого характера не может иметь акционерного капитала, владельцы которого вправе предъявлять финансовые претензии к получению прибыли в личное распоряжение.
  5. Лицам, управляющим деятельностью НКО и контролирующим её работу, запрещено получать какую-либо денежную прибыль или другую материальную выгоду от деятельности организации, кроме установленной для них заработной платы.
  6. Неучастие учредителей НКО в непосредственном управлении деятельностью НКО. Руководство организацией некоммерческого типа осуществляется исполнительным рабочим органом, избираемым большинством голосов учредителей организации. В состав исполнительного органа входят наемные сотрудники, выполняющие управление за заработную плату.
  7. Организация некоммерческого типа должна работать исключительно в рамках законодательства России. Совершенно неприемлемо действие НКО в интересах иностранных государств на иностранные гранты.

            Одним из законодательных требований выступает официальная (государственная) регистрация создаваемой организации некоммерческого характера, которая невозможна без указания юридического адреса.

Роль юридического адреса в создании НКО

            Организация некоммерческого типа как субъект некоммерческих отношений находится под пристальным вниманием государства. Одним из рычагов контроля деятельности НКО со стороны государственных органов выступает юридический адрес некоммерческой организации. Под ним понимается место, куда будет направляться корреспонденция, а также место, которое будут посещать представители налогового органа с целью проведения контрольных проверок. По сути, юридический адрес НКО – это аналог прописки гражданина, свидетельствующей о постановке его на официальный учет на государственном уровне (а вот проживает ли он по этому адресу или нет, это уже совсем другая история). Так и с юридическим адресом НКО. Его наличие свидетельствует, к какой налоговой инспекции «приписана» данная организация. Нет юридического адреса, нет и НКО, так как неизвестно где искать такую организацию, а главное неизвестно какой налоговый орган её контролирует. Поэтому юридический адрес должен быть вписан в учредительные документы и в обязательном порядке подлежит проверке на предмет его достоверности представителями налогового органа перед государственной регистрацией НКО. А вот находиться управляющий орган НКО по её юридическому адресу вовсе не обязан. Он может располагаться по другому адресу, именуемому фактическим адресом. Причин несовпадения юридического и фактического адреса НКО может быть достаточно много. Вот некоторые из них.

  1. Руководство НКО по ряду причин желает приписать создаваемую организацию некоммерческого характера к налоговой инспекции другого района, а не того в котором располагается офис с управляющим органом организации.
  2. Офис и орган управления НКО размещаются в помещении предоставленным государственным учреждением, которое по действующему законодательству не может сдать это помещение в аренду.
  3. Отсутствие достаточных финансовых средств для аренды помещения под офис НКО. В этом случае, как правило, исполнительный орган НКО размещается на квартире одного из её учредителей, а юридический адрес необходимый для государственной регистрации организации в качестве вынужденной меры покупается на стороне.
  4. Помещение для офиса создаваемой НКО арендовано, но арендатор не дает согласия на государственную регистрацию организации некоммерческого типа по этому адресу. Причины такого отказа подробно изложены на сайте ТАРП СВАО в разделе «Полезная информация» в статье «Как выбрать юридический адрес для своего бизнеса без претензий со стороны налоговых органов (советы для начинающих и бывалых предпринимателей?)».

            Вышеизложенные причины ставят учредителей НКО перед решением вопроса о покупке юридического адреса для регистрации создаваемой организации.

Возможные варианты покупки юридического адреса

  1. Покупка адреса жилого помещения. Действующее законодательство позволяет любому собственнику жилой квартиры использовать свое жилище для ведения профессиональной и предпринимательской деятельности (пункт 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом главными ограничениями в этом вопросе выступают:

- отсутствие нарушений прав и интересов других граждан;

- обязательное выполнение всех требований, предъявляемых к жилым помещениям;

- согласие на регистрацию НКО по адресу квартиры исключительно всех лиц зарегистрированных или проживающих в ней.

Указанные ограничения значительно затрудняют такой вариант покупки юридического адреса, а купив его нельзя исключать выдвижения собственником квартиры требований по регулярному повышению платы за аренду адреса его законного помещения.

Кроме того, налоговики часто считают, что регистрация любого предприятия по жилому адресу требует более тщательной проверки из-за частого использования таких адресов для работы фиктивных организаций.

  1. Покупка адреса помещения бизнес - центра.

            Купив адрес помещения бизнес – центра, вы подвергаетесь риску нарваться на адрес массовой регистрации. Это когда по данному адресу зарегистрировано без разрешения налоговых органов пять и более предприятий. В данном случае будет отказано в регистрации организации по причине отрицательного результата, полученного в результате проверки юридического адреса. Неприятность состоит в том, что такой отказ нельзя обжаловать (можно подать апелляцию, но только это будет пустая трата денег, времени и нервов).

  1. Покупка адреса нежилого помещения.

            Риск при покупке адреса нежилого помещения выражается в возможности приобретения адреса в несуществующем помещении или адреса, арендовать который запрещено законом (например, адрес воинской части и др.). Налоговые органы быстро установят недостоверность такого юридического адреса, а вы остаетесь без денег и без адреса и, конечно, создание НКО существенно затянется по времени и по расходам.

            Вместе с тем не все знают об одном из существующих способов регистрации НКО с надежным юридическим адресом. Это – аренда юридического адреса территориального агентства по развитию предпринимательства СВАО г. Москвы (далее – ТАРП СВАО или территориальное агентство).

Почему аренда адреса по договору с территориальным агентством СВАО является надежной гарантией успеха?

            ТАРП СВАО представляет собой одну из основных организаций, оказывающих всестороннюю помощь малому и среднему бизнесу с целью поддержки и развития различных форм коммерческой и некоммерческой деятельности в рамках решений, принятых постановлением Правительства города Москвы от 30.04.1996 г. № 399. Эта помощь выражается в выполнении ТАРП СВАО следующих основных функций:

- обеспечения взаимодействия государственных структур (в лице аппарата Правительства Москвы, налоговых и других федеральных органов различного уровня) с представителями предприятий коммерческого и некоммерческого типа;

- привлечения на официальном уровне возможностей аппарата Правительства Москвы и Московской области для оказания действенной помощи организациям, ведущим как коммерческую, так и некоммерческую деятельность;

- проведения консультаций по вопросам организации, государственной регистрации и последующей деятельности организаций некоммерческого характера, а также предприятий малого и среднего бизнеса

            - сопровождения деятельности НКО и бизнеса «под ключ» в течение всего периода их функционирования;

            - осуществления надежного секретарского обслуживания и корреспондентского обеспечения НКО и бизнес – предприятий;

            - оказания помощи на профессиональном уровне в решении юридических, экономических и бухгалтерских вопросов, возникающих в ходе деятельности организаций некоммерческого и коммерческого типа.

Главная особенность ТАРП СВАО заключается в наличии у него законного права предоставлять для государственной регистрации НКО и бизнеса свой адрес на правах аренды по соответствующему договору. Такая возможность закреплена за ТАРП СВАО постановлением Правительства Москвы от 19.01.2010 г. №19-ПП. По этой причине данный адрес не относится налоговыми органами к массовым адресам и является абсолютно достоверным и потому надежным юридическим адресом.

            Вместе с тем для его использования будущим владельцам такого юридического адреса необходимо соблюдать ряд обязательных условий.

Обязательные условия для аренды адреса ТАРП СВАО

            Государственные органы, предоставляя ТАРП СВАО официальную возможность сдачи в аренду своего адреса, требуют обязательного соблюдения условий, обеспечивающих прозрачность деятельности организаций, регистрируемых по таким юридическим адресам. Под прозрачностью деятельности организации понимается, прежде всего, своевременная уплата ею налогов и достоверность сведений о юридическом адресе для взаимодействия с представителями налоговой инспекции. В связи с этим любой предприниматель, изъявивший желание зарегистрировать своё предприятие по адресу ТАРП СВАО, обязан соблюдать условия, обеспечивающие надежность и достоверность своего юридического адреса. К ним относятся:

            - заключение с территориальным агентством СВАО договора на аренду юридического адреса ТАРП СВАО;

            - своевременное уведомление ТАРП СВАО о направлении налоговой отчетности в требуемом объеме и в установленные законом сроки;

            - согласие на одностороннее прекращение территориальным агентством действия договора аренды адреса в случае задержки, непредставления сведений о выполнении действий по налоговой отчетности или сообщения заведомо неверных сведений об этом действии;

            - добровольный уход с адреса ТАРП СВАО (замена адреса на новый юридический адрес) в течение месяца после расторжения договора об аренде адреса.

            Выполнение вышеизложенных требований служит гарантией обеспечения надёжности арендуемого адреса со стороны налоговиков. Налоговики признают такие адреса достоверными и не массовыми юридическими адресами. Основанием для этого служат решения, принятые на Совместном совещании Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве и представителей Территориальных агентств по развитию предпринимательства в городе Москве по вопросу предоставления юридическим лицам адресов ТАРП в качестве места нахождения с почтовым и секретарским обслуживанием (протокол от 28.06.2017). Поэтому вывод один: нужен надёжный юридический адрес – обращайтесь в территориальное агентство СВАО. Мы всегда готовы вам помочь.

Вернуться к списку