При поддержке правительства Москвы

ТАРП СВАО организация инфраструктуры поддержки предпринимательства СВАО г. Москвы

Арбитражный спор предпринимателя по оспариванию государственных нормативных правовых актов. Как защитить свой бизнес от неправомерных инструкций органов власти различного уровня

В нашей стране занятие предпринимательской деятельностью допускается в рамках правового поля в строгом соответствии с принятыми законодательными и подзаконными актами. Правила ведения бизнеса установлены на уровне федеральных законов, определяющих допустимые правовые границы деятельности предпринимателей различных масштабов. Ряд действующих законов федерального уровня оговаривают базовые основы открытия и ведения предпринимательских дел. Механизм их реализации на местах ведения бизнеса детализируется региональными и муниципальными властями с учетом особенностей развития местной (региональной, областной, городской, поселковой) экономической ситуации. Для этой цели на местах издаются разного рода правовые акты, нормами которых обязаны руководствоваться все чиновники при взаимодействии с представителями бизнеса. В этих документах могут разъясняться, уточняться, а порой даже изменяться базовые правовые основы ведения бизнеса на местах их работы. При этом не секрет, что при детализации механизма реализации законодательных норм могут возникать несоответствия и правовые некорректности относительно начальной законодательной нормы, действующей на любой территории без каких-либо ограничений. Данные несогласованности создают существенные препятствия для занятия бизнесом на местах. Для преодоления подобных трудностей в предпринимательстве, носящих исключительно правовой характер, законодательно предусмотрена возможность судебного оспаривания нормативных документов, не соответствующих нормам федерального законодательства. Такие конфликты нормативного характера, возникающие между сообществом бизнеса и государственными представителями, на юридическом языке именуются арбитражными спорами по нормативным правовым актам.

Какие бывают нормативные документы?

            Как следует из теории права органы власти вправе издавать акты различного правового содержания (далее для простоты будем их именовать нормативными или правовыми документами). Они могут носить нормы и предписания, имеющие как нормативный, так и административный (ненормативный) характер.

Под актом с нормативными правовыми предписаниями (нормативным правовым актом) следует понимать документ, характеризующийся следующими основными признаками:

  • акт издан официально органом соответствующего уровня законодательной власти (федеральным органом власти, органом местного управления либо соответствующим должностным лицом, уполномоченным издавать подобные документы от имени субъектов законодательной инициативы различного уровня). Другими словами его принятие и введение в действие санкционировано на уровне государства или местной власти;
  • документ содержит норму или предписание государственного характера, определяющие правила поведения для многократного их применения на практике с целью нормативного регулирования различных отношений;
  • акт имеет письменную форму (документ издан в бумажном виде) с соответствующими реквизитами документа уполномоченного законодательного органа и, как правило, носит общедоступный характер для любого гражданина;
  • документ является обязательным для исполнения на всей территории России в отношении неопределенного числа людей, включая предпринимателей;
  • нарушения нормативных предписаний сопровождаются мерами государственного принуждения к неуклонному соблюдению установленных правил и требований.

Действующий нормативный документ может содержать положения, создающие определенные трудности для ведения бизнеса, а именно:

- применение правовых норм не позволяет предпринимателю в полном объеме реализовать его законные права при ведении экономической деятельности (например, исключена возможность участвовать в государственных тендерах);

- вводятся дополнительные условия для открытия и занятия предпринимательством, выполнение которых требует немалых денежных расходов еще до создания бизнеса;

            - создаются искусственные препоны для защиты интересов предпринимательской деятельности в ходе надзорных проверок государственных представителей (например, нет возможности защититься от частых и порой необоснованных проверочных мероприятий регуляторов).

            Документ административной направленности содержит следующие положения, не обладающие нормативным значением:

  • разъяснения различного характера, определяющие требования к порядку реализации правовых норм действующих законов, постановлений и других нормативных документов. Иногда их называют разъясняющими актами;
  • информационные указания (циркуляры) вышестоящих исполнительных органов в виде писем, поясняющих порядок реализации действующих правовых норм на местах;
  • комментарии к нормативным правовым документам федерального и муниципального значения для руководства представителями государства (регуляторов) в повседневной деятельности.

Особенностью действия административных актов выступает обязательность их исполнения государственными чиновниками, невзирая на последствия их применения. Для остального круга лиц эти документы не являются обязательными и поэтому они зачастую даже не известны предпринимателям. Эти обстоятельства часто не только мешают бизнесу, но и служат определенным основанием со стороны регуляторов для разного рода злоупотреблений в отношении малого и среднего предпринимательства.

Для борьбы с такого рода трудностями, имеющими правовой характер, предусмотрена на уровне закона возможность судебного оспаривания правомочности действия нормативных документов полностью либо их некоторых отдельных положений, регулирующих отношения государства с предпринимателями. Разбирательство подобных конфликтов, касающихся предпринимательской сферы, отнесено федеральным законодательством к компетенции арбитражных судов в силу их экономического или имущественного характера.

Что составляет предмет спора, возникшего в связи с действием того или иного нормативного документа?

            Действующие нормативные документы часто достаточно трудно различить между собой в силу их схожести, как по форме, так и по содержанию. Этому обстоятельству также способствуют некоторые их особенности, а именно:

  • отсутствуют утвержденные критерии отнесения актов к тем или иным видам правовых документов;
  • не составлен перечень уже действующих документов по нормативным и административным признакам;
  • наличие в обоих видах актов положений нормативного и административного характера.

Вышеперечисленные особенности определяют суть предмета арбитражного спора по негативному влиянию нормативного документа любого типа. Она состоит в следующем. Арбитражная инстанция в ходе разбирательства должна установить:

Во-первых, природу оспариваемых правовых норм и административных предписаний. Попросту говоря, суд устанавливает обязательность действия норм и предписаний оспариваемого документа в ходе ведения бизнеса.

Во-вторых, какие права и интересы предпринимателя нарушаются за счет применения на практике оспариваемых положений, как чиновниками, так и лицами, ведущими бизнес.

            В-третьих, правомочность издания опровергаемого акта или его статей и, следовательно, легитимность действия опротестованных положений (правовых норм и административных предписаний).

            И главное. Решение по опротестованию действующих норм правового документа или по отклонению заявленного протеста арбитражная комиссия принимает на основе детального рассмотрения доказательных материалов, представленных предпринимателем в качестве потерпевшей стороны. Поэтому перед обращением в суд необходимо тщательно подготовиться.

Как предпринимателю защититься от неправомерных чиновничьих инструкций и указаний?

            При разработке поведения защиты своего дела следует исходить из следующих основных предпосылок, имеющих определенные положительные и отрицательные правовые последствия.

  1. Нельзя предъявлять претензии к нормативному документу исключительно по своему желанию или на основе эмоциональных чувств предпринимателя («мне он не нравится», «раньше так не делали» и пр.). Нужны реальные факты, подтверждающие нанесение ущерба вашему предприятию или нарушение предпринимательских прав, ранее действующих без каких-либо ограничений. Иначе число желающих подать количество жалоб даже на законные действия чиновников может увеличиваться как снежный ком.
  2. Арбитражная комиссия вправе не связывать свое разбирательство только с доводами жалующегося предпринимателя. Суд обязательно учтет представленные претензии, но может рассмотреть этот вопрос значительно шире, выходя за пределы поданной жалобы и выяснить факты, подтверждающие законность или незаконность норм, инструкций и предписаний, действующих в экономической сфере в целом.
  3. Предприниматель не имеет право ссылаться и доказывать несоответствие оспариваемых положений нормативного документа конституционному праву. Такая оценка не относится к полномочиям арбитражного суда (это полномочия Конституционного суда) и при её вынесении будет неправомерным решением.
  4. Факт подачи жалобы в арбитражный суд на оспаривание правового документа или его отдельных положений не влечет за собой автоматического приостановления действия акта. Он по-прежнему действует и обязателен для неукоснительного исполнения всеми участниками предпринимательских отношений, включая жалобщика.

            Вышеперечисленные особенности арбитражного разбирательства правовых конфликтов, касающихся обжалования действия нормативных документов, свидетельствуют о достаточной трудности самостоятельно защитить предпринимательские интересы в арбитражной судебной инстанции. Факт оспаривания решения властей, имеющих штат юридических специалистов, к сожалению, не добавляет оптимизма в самостоятельном достижении успеха в спорах подобного рода. В этом случае добиться защиты нарушенных интересов своего бизнеса можно только с участием стороннего юридического специалиста подобного профиля.

            Юридическое подразделение ТАРП СВАО оказывает практическую помощь в разрешении конфликтных ситуаций, возникших в связи с нанесением ущерба предпринимателю за счет введения правовым документом необоснованных трудностей в его работе. Наши специалисты, детально проанализировав предмет возникшего спора, дадут конкретные пояснения и рекомендации по путям улучшения ситуации. При обнаружении предмета для проведения арбитражного разбирательства мы готовы за приемлемую для вас плату оказать профессиональную помощь в подготовке необходимого пакета документов и при вашем согласии принять участие в арбитражном заседании. Наши арбитражные юристы имеют солидный опыт и обладают высоким уровнем юридических знаний по ведению дел подобного характера. Обращайтесь (с адресом офиса ТАРП СВАО и его телефонами можно ознакомиться на нашем сайте) и мы всегда оперативно окажем требуемую помощь. Пусть удача не покинет вас!

Позвоните нам прямо сейчас по телефону +8 (499) 706-88-07
или закажите услугу онлайн
Сделать заказ!

Регистрация предприятий

  • 100% гарантия - профессионального составления пакета документов на регистрацию предприятия за 1 день
  • 100% гарантия прохождение регистрации предприятия по нашему адресу
  • 100% гарантия получения Вашей корреспонденции
  • 100% гарантия подтверждения адреса при проведении выездных проверок ФНС, банки и др.
  • + Бесплатные Юридические консультации по регистрации предприятия и выбора правовой формы предприятия

Сделайте заказ прямо сейчас!
8(499) 706-88-20

Заказать звонок