Занятие бизнесом способствует развитию государственной экономики и страны в целом за счет налоговых отчислений, предоставления рабочих мест населению, оказания ряда мелких услуг гражданам с невысокими трудовыми доходами, а также реализации на практике других мер, выпавших из внимания государственного рынка. Ввиду заинтересованности государства в развитии мелкого и среднего бизнеса оно должно защищать и отстаивать интересы предпринимателей любого масштаба либо хотя бы не препятствовать открытию и ведению предпринимательской работы. Для этой цели существует масса различных нормативных и административных актов разного уровня (от федеральных законов до региональных и поселковых решений). Однако на практике данную ситуацию нередко можно охарактеризовать пословицей «хорошо было на бумаге, да забыли про овраги». Предприниматели, вполне законно занимаясь предпринимательскими делами, порой не только лишены поддержки со стороны местной власти, но и часто местные чиновники создают серьёзное противодействие такой работе.
Причины возникновения у предпринимателей «искусственных» трудностей со стороны чиновнического аппарата
Как показывает мониторинг практической деятельности малого и среднего бизнеса, выполняемый уполномоченными по защите прав предпринимателей, ряд неправомерных ситуаций для бизнеса носит исключительно субъективный характер и инициируется представителями различных органов власти. Принятию подобных решений, как правило, сопутствуют следующие обстоятельства:
- откровенное незнание или желание не знать законодательные нормы и правила, регулирующие отношения в предпринимательстве;
- свободная трактовка чиновниками правовых норм законодательства действующего в сфере малого и среднего бизнеса (пояснение к законам могут давать только субъекты законодательной инициативы и судебная власть);
- нарушение условий торгов на получение заказа по выполнению государственных и муниципальных работ или оказания услуг в отношении мелких и средних предпринимателей;
- несоответствие требований, устанавливаемых властью на местах ведения бизнеса, нормам, введенным законами в области предпринимательства.
В правоприменительной практике вышеперечисленные обстоятельства квалифицируются как превышение чиновником должностных обязанностей или злоупотребление своим служебным положением. Однако такое решение может принять только соответствующая судебная инстанция. Предприниматель, даже будучи потерпевшим, самостоятельно не вправе вынести подобный вердикт. Для этого он должен обратиться сначала в вышестоящую для чиновника организацию с заявлением на неправомерные действия представителя регулирующего органа. Обращение может быть в виде возражения (протеста), ходатайства или жалобы на соответствующего специалиста государственной структуры. А в случае отсутствия положительного результата и при наличии доказательных фактов допущенного в отношении предпринимателя нарушений он вправе обратиться с заявлением в суд.
Поскольку в большинстве случаев нарушения носят экономический характер, заявления подобного рода подлежат рассмотрению в арбитражном суде в виде спора, возникшего между предпринимателем и государственными специалистами (регуляторами).
Что следует понимать под «спором предпринимателя и представителя государства»?
Данный вид спора касается регулирования предпринимательских отношений, носящих исключительно хозяйственный характер, и по этой причине именуется арбитражным спором с чиновниками. Часто бытует мнение, что спорить с государством «себе дороже», да и положительного результата получить трудно. Однако решение спорных вопросов с государственным регулятором в арбитражном суде представляет собой вполне закономерное и законное право оспорить решения, носящие незаконный или спорный характер. К ним могут быть отнесены любые ведомственные правила, нормы и циркуляры (письма), касающиеся:
- ведения экономической деятельности предпринимателя, его офиса, документации и отчетов (если предъявляемые требования не предусматриваются к применению законодательными и иными правовыми актами, действующими в сфере бизнеса);
- отзыва или приостановки государственной лицензии на ведение определенного вида предпринимательства (в случае, если основания являются выдуманными причинами и не подтверждены фактами нарушения конкретных законодательных норм в данной сфере);
- проведения надзорных мероприятий с нарушением периодичности и порядка, установленного законами, регулирующими сферу контроля предпринимательской деятельности государственными органами;
- предъявления санкций в виде штрафов и взысканий за несовершенные бизнесменом нарушения различных налоговых правил и норм.
К наиболее «спорным» государственным регуляторам относятся должностные лица различных министерств и ведомств. Прежде всего, это:
- налоговики, контролирующие бизнес под различными предлогами (в том числе и по выдуманным основаниям), а также их отчеты о результатах своей экономической деятельности;
- таможенники, предъявляющие необоснованные требования при ввозе предпринимателем товаров широкого потребления (например, алкоголя) и оборудования из-за рубежа;
- специалисты МЧС, налагающие различные штрафы на бизнес из-за обнаруженных ими нарушений пожарных, экологических и других требований безопасности без предъявления фактов, доказывающих законность применения таких «карательных» мер;
- должностные лица федеральных надзорных органов, контролирующих сферу защиты прав потребителей, благополучия человека, а также экологическую, технологическую и атомную обстановку, предъявляющие несостоятельные требования и претензии к хозяйственной деятельности предпринимателя;
- представители местных властей (региональных, городских, областных, поселковых и других властных структур), требующих предоставления дополнительных документов, не оговоренных законодательными и иными правовыми актами, регулирующими конкретную сферу бизнеса.
Поводом для обращения предпринимателя в арбитражную инстанцию могут служить любые требования должностных лиц, состоящих на государственной и муниципальной службе, приводящие или способные привести к следующим негативным последствиям:
- денежному или любому другому материальному ущербу при их соблюдении в ходе проводимой бизнес – деятельности;
- нанесение вреда деловой репутации предпринимательской компании, вызванного действиями государственного регулятора (например, организация может выглядеть как ненадежный партнер в бизнесе);
- снижение привлекательности предприятия для инвесторов ввиду негативной характеристики со стороны надзорных государственных органов по надуманным причинам, не имеющих под собой правовой основы;
- упущение существенной выгоды в силу отказа от заключения контракта или договора из-за выдвижения специалистом регулятора дополнительных конкурсных требований, не оговоренных условиями конкурса на выполнение работ или оказания услуг для федеральных или муниципальных властей.
Как защитить свой бизнес от чиновников
Арбитражное дело для разрешения конфликта между предпринимателем и чиновниками, представляющими интересы государства, заводится по письменному заявлению бизнесмена, считающего себя потерпевшим. Подготовка и подача данного документа имеют свои особенности. К ним можно отнести:
- необходимость конкретизации правонарушений, допущенных чиновником в отношении предпринимателя и его бизнеса;
- детальное изложение фактов, подтверждающих истинность перечисленных неправомерных действий конкретного чиновника или органа власти и их документальное подтверждение;
- направление в арбитражную комиссию заявления в срок, установленный на законодательном уровне;
- отсутствие оплаты государственной пошлины на расходы арбитражного процесса.
Разбирательство в арбитражном суде с участием чиновников различного уровня представляет собой достаточно сложный и длительный по времени процесс. Для этого есть объективные объяснения. Главным из них выступает наличие штатных юристов в каждой государственной структуре. А вот про коммерческое предприятие такое сказать можно далеко не всегда. Ведь его главная цель – получение прибыли, а не защита своих интересов. В этом коммерческая компания всегда уступает любой даже маленькой государственной структуре. По этой причине коммерсанты, пытающиеся самостоятельно урегулировать конфликт с представителем власти, как правило, проигрывают дело. Если нет в компании штатного арбитражного юриста, целесообразно прибегнуть к услугам стороннего специалиста для решения спора в свою пользу.
Юристы ТАРП СВАО г. Москвы оказывают юридические консультации и услуги, касающиеся различных вопросов арбитражных споров предпринимателей и компаний с чиновниками федерального и муниципального уровня. Наши специалисты за приемлемую для вас цену могут оказать следующую помощь юридического характера:
- Детальный юридический анализ возникшего конфликта с чиновниками с последующей четкой формулировкой правонарушений (при их наличии), допущенных в отношении предпринимателя (со ссылкой на конкретные нормы действующих законов).
- Определение правомочности обращения предпринимателя в арбитражный суд или обоснование необходимости подачи другого обращения в форме жалобы, запроса, ходатайства или заявления в соответствующую государственную инстанцию.
- Оказание помощи в формировании письменного обращения от имени потерпевшего бизнесмена в вышестоящий орган власти или в арбитражный суд согласно его территориальной принадлежности.
- Выработка позиционного мнения потерпевшего для защиты своих деловых интересов в соответствующей инстанции обращения.
- Юридическое сопровождение процесса разбирательства возникшего конфликта со стороны предпринимателя и его компании вплоть до участия в арбитражном суде.
Для получения качественных услуг достаточно написать нам на электронный почтовый ящик, позвонить по телефону или лично заглянуть в удобное для вас время в наш юридический отдел. Пишите, звоните, заходите. Наш опыт всегда готов выступить на страже интересов и успехов вашего бизнеса.