Построение рыночной экономики в России имеет не только положительные стороны, но и ряд недостатков. Одним из них является отсутствие средств у государства для обеспечения ряда необходимых общественных потребностей в различных сферах. К таким сферам относится образование, здравоохранение, социальное обеспечение, экология, страхование и др. Поскольку согласно народной мудрости «свято место – пусто не бывает», на этой основе и появляются некоторые виды организаций некоммерческого типа, ставящие перед собой цель принять меры, направленные на решение указанных нерешенных проблем. Одной из таких некоммерческих организаций (НКО) являются фонды. Честно говоря, решение фондами общественно-полезных задач производится не без пользы для самих себя. Все бизнесмены, участвующие в создании различных фондов, получают неплохие дивиденды. Так, юридическое лицо может получить от местных властей ряд преференций для ведения хозяйственной деятельности в виде налоговых послаблений, привлечения в качестве исполнителя для выполнения государственных контрактов и др. Такие поощрения, как правило, выделяются государством в ответ на помощь в решении ряда социальных проблем населения.
Участие в работе фонда для физического лица часто может выступать своеобразным социальным лифтом в повышении своего статуса. Такие граждане, как правило, привлекаются местными властями в различные общественные советы, приёмные, которые служат своеобразным «мостиком» между властью и народом. А близость к власти для бизнесмена порой бывает выгодной, так как позволяет решать сложные вопросы с арендой помещения, местами торговли и пр. В связи с этим использование фондов имеет в нашей стране широкое применение. При этом фонды работают на безвозмездной основе, так как целью их деятельности выступает не извлечение прибыли, а достижение только социально - полезных целей в различных сферах общественной жизни. Фонды аккумулируют огромные средства, представляя тем самым одну из систем внебюджетных фондов. По данным печати доходы фондов порой превышают 2/3 доходов бюджета государства.
Работа фондов отличается от деятельности других некоммерческих организаций своими особенностями.
Отличительные особенности фондов
Главной отличительной особенностью фонда является то, что эта некоммерческая организация не имеет членства и потому не может выступать объединением юридических и физических лиц. Фонд представляет собой организацию некоммерческого типа, выступающей объединением имущества и других материальных ценностей с целью решения благородных задач, направленных на оказание помощи населению.
Другими отличительными особенностями функционирования фондов выступают:
- возможность «свободного плавания» в своей хозяйственной деятельности в силу отсутствия отдельного законодательного или другого нормативного акта, регулирующего отношения фондов, возникающие при их действии в различных областях;
- выполнение функций финансового посредника между бедными и богатыми людьми, а также между государством и социальным обществом;
- решение проблемных задач общественно – полезного характера без государственного участия;
- организация деятельности фондов на основе добровольных денежных и имущественных взносов, совершаемых их участниками;
- отсутствие законодательных ограничений по числу и составу создателей фондов, что позволяет аккумулировать немалые финансовые средства, затрачиваемые только на уставные цели;
- право муниципальных образований, субъектов Российской Федерации или самой Российской Федерации выступать учредителем фонда (норма действует с 01.01.2006 г.);
- учредители (участники) фонда не имеют прав на имущество, собственником которого является созданный ими фонд;
- отчужденность создателей фонда от обязанности участвовать в его деятельности. Им разрешено управлять работой фонда путем вхождения на общественных началах в состав правления, попечительского или наблюдательного совета, организуемого в фондах с целью надзора за их функционированием;
- невозможность взыскания долгов фонда с его учредителей в силу отсутствия такого вида ответственности;
- отсутствие законодательных ограничений в отношении имущества, передаваемого в собственность фондов. Согласно законодательству исключение составляет имущество, ограниченное или изъятое из оборота;
- гласность фонда в вопросе использования своего имущества, за счет законодательно закрепленного требования о ежегодной публикации отчетов об этом (статья 118 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вышеизложенные особенности работы фондов делают неоднозначным их статус, состоящий в том, что фонд – это НКО и юридическое лицо «в одном флаконе». Однако даже специфичность фондов не освобождает их от трудностей в работе, приводящих к необходимости ликвидации. Под ликвидацией фонда подразумевается фактическое прекращение деятельности фонда с последующим его исключением из реестра юридических лиц только по решению суда. То есть, ликвидация фонда может быть осуществлена только по судебному решению (статья 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации). Но для принятия такого решения должны быть весьма веские причины.
Причины ликвидации фонда
Деятельность фонда может сопровождаться как удачами, так и трудностями, приводящими к необходимости прекращения деятельности по различным причинам. Причины ликвидации фонда могут быть обусловлены добровольными или принудительными обстоятельствами.
Добровольные обстоятельства вызваны причинами, согласно которым учредители фонда на общем собрании добровольно принимают решение об обращении в суд с просьбой прекратить дальнейшую деятельность их организации. Другими словами инициаторами ликвидации фонда выступают его создатели. К таким причинам можно отнести:
- добровольное банкротство фонда из-за нехватки денежных средств для решения уставных задач при отрицательном результате попыток отыскать источники их пополнения;
- исчерпание возможностей по реализации мероприятий, направленных на достижение общественно - полезных целей, определенных уставом фонда, в силу их решения на государственном уровне (например, принята государственная целевая программа по проведению аналогичных мероприятий);
- достижение уставных целей за счет решения всех задач, установленных учредительным документом фонда;
- наблюдательный совет установил, что деятельность наёмного руководства фонда не в полной мере соответствует уставным целям, определенным создателями при открытии фонда.
Возникновение принудительных обстоятельств сопровождается обращением в суд с заявлением на закрытие фонда без соответствующего согласия его создателей. Инициатором подготовки и подачи иска в судебный орган часто выступают правоохранительные органы. Причинами для такого обращения, как правило, являются:
- ведение деятельности, требующей наличия государственного разрешения в виде соответствующей лицензии, которая у фонда отсутствует;
- несоответствие реальных дел фонда его уставным целям (например, фонд занимается политикой, а в его уставе прописаны просветительские цели);
- проведение фондом деятельности в разрез с действующим законодательством и другими нормативными актами (например, фонд неоднократно организовывал пикеты органов власти, прикрываясь благотворительными акциями).
В этих случаях судебное решение о свертывании деятельности фонда может быть принято по заявлению третьих лиц, не выступающих его создателями.
Перечень пошаговых действий при ликвидации фонда
Для ликвидации фонда необходимо выполнить определенные действия в следующем порядке.
- Подача заявления в судебный орган о прекращении работы фонда. Инициатором подготовки и подачи подобного заявления могут выступать либо учредители фонда (инициатива по добровольной ликвидации), либо третьи лица по представлению правоохранительных органов (принудительное закрытие фонда).
Заявление подаётся в районный или городской судебный орган по месту регистрации фонда. В заявлении необходимо привести доказательные причины ликвидации фонда т приложить к нему подтверждающие документы.
- Рассмотрение судом заявления о закрытии фонда. Судебный орган в течение 5 рабочих дней принимает решение в отношении принятого заявления. Таким решением может быть:
- принятие заявления к производству (исполнению);
- отклонение заявления в силу отсутствия доказательных причин для ликвидации фонда;
- оставление заявления без движения по причине его неправильного оформления.
- Назначение ликвидационной комиссии. В случае удовлетворения судом поданного заявления выносится определение, копия которого направляется заявителю, а также запускается процедура ликвидации фонда (статья 21 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Для этой цели судом назначается ликвидационная комиссия.
- Публикация сообщения о начале процесса закрытия фонда. Для этой цели подается заявка в журнал «Регистрационный вестник» на размещение в нем информации о ликвидации фонда с приведением основания и причин прекращения его деятельности.
- Выявление исчерпывающего перечня кредиторов ликвидируемого фонда с последующей инвентаризацией имущества и оценкой возможности погашения установленных долговых обязательств фонда.
- Разработка промежуточного ликвидационного баланса фонда.
- Выполнение социальных обязательств фонда перед наемными сотрудниками (организация выплат увольняемым сотрудникам и их увольнение в строгом соответствии с требованиями трудового законодательства).
- Погашение кредитных долгов за счет индивидуальных денежных средств фонда. При их нехватке организуется распродажа имущества фонда для погашения долговых обязательств перед кредиторами.
- Разработка окончательного ликвидационного баланса. Он готовится только после окончательного расчета с кредиторами. Окончательный баланс служит основанием для закрытия фонда и снятия его с регистрационного учета.
- Закрытие фонда. Данное действие состоит в снятии фонда с учета с последующим удалением из ЕГРЮЛ сведений о нем. Фонд прекращает своё существование, о чем инициаторам его закрытия выдается официальный документ.
Порядок действий после закрытия фонда
После прекращения деятельности фонда и официального снятия его с государственного учета необходимо:
- закрыть все финансовые счета в банках;
- уничтожить печать, а всю документацию фонда направить в архив.
После закрытия фонда могут остаться средства в виде нереализованного имущества и неиспользованных денежных средств. В этом случае действует главный принцип, заключающийся в невозможности присвоения оставшихся средств фонда его участниками путем их разделения между собой. В отношении нереализованного имущества и не потраченных финансовых средств действуют следующие правила:
- имущество подлежит реализации, а вырученные деньги направляются на решение незаконченных уставных задач фонда (при их наличии). В противном случае имущество подлежит передаче на баланс местным властям той территории, на которой был зарегистрирован и действовал фонд;
- не истраченные денежные средства также могут направляться на финансирование незавершенных уставных мероприятий фонда, а при их отсутствии перечисляются в местный бюджет.
Кроме того, следует помнить о некоторых особенностях последствий процедуры ликвидации фонда. Они состоят в следующих законодательно закрепленных правилах.
- Долги фонда и долги его создателей и участников – это разные самостоятельные долговые обязательства. Фонд не может погасить долги за своих учредителей и участников. За личные обязательства создателей и участников фонд ответственности не несет.
- Задолженность фонда может быть погашена только за счет его собственных денежных средств и личного имущества, числящегося на балансе фонда. Личные средства создателей и участников фонда не могут быть использованы для этих целей.
- Личные долговые обязательства учредителей и членов фонда погашаются ими самостоятельно и никакого отношения к деятельности фонда не имеют.
- Запуск процесса закрытия фонда не означает полного прекращения его деятельности. В этот период допускается заключение сделок в целях завершения реализации начатых до начала ликвидации фонда, но неоконченных уставных мероприятий, а также для выполнения ранее принятых обязательств в отношении своих наемных сотрудников и инвесторов.
- Процесс ликвидации фонда не освобождает его руководство от необходимости своевременной и правильной уплаты установленных законами налогов и сборов, а также от ответственности за невыплату в полном объеме заработной платы и социальных пособий наемным сотрудникам фонда.
В заключение необходимо отметить, что закрытие фонда требует тщательного выполнения не только требований законодательства, но и соблюдения этических и моральных норм и обязательств как перед наемными работниками фонда, так и перед людьми, которым была обещана помощь. По этой причине в ряде случаев может потребоваться помощь профессиональных специалистов.
ТАРП СВАО, имея солидный опыт (более двадцати лет) юридической практики, оказывает надежные услуги по вопросам регистрации и ликвидации различных видов некоммерческих организаций, включая фонды. Обратившись к нам, вы можете оперативно получить:
- квалифицированную юридическую поддержку в форме консультации по вопросам ликвидации любых организаций и предприятий с учетом их особенностей;
- рекомендации по правильному выбору законного способа ликвидации фонда с учетом последних нормативных изменений и дополнений;
- разработку и безукоризненное оформление всех бумаг «под ключ», гарантирующих успешное закрытие фондов любых видов;
- юридическое сопровождение всех этапов ликвидации фонда с учетом ваших рекомендаций и пожеланий.
Обращение к нам позволит сохранить вам спокойствие и силы для новых свершений.
Мы всегда ждем вас!
. Звоните (тел. 8-499-706-88-07 – секретарь; 8-499-76-88-20 – юридические консультации), приходите (г. Москва, ул. Верхоянская, дом 18 к. 2) или обратитесь к нам онлайн