Любое предприятие коммерческого или некоммерческого характера должно быть в обязательном порядке официально оформлено путем прохождения процедуры государственной регистрации в форме юридического лица. Регистрация выступает одной из мер открытости деятельности компании. Открытость заключается в организации возможности свободного доступа каждого гражданина к данным о любой зарегистрированной компании. С этой целью государство вносит сведения о ней в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ или государственный реестр). В ЕГРЮЛ записываются, прежде всего, данные о юридическом адресе созданной компании или организации. Основным требованием ЕГРЮЛ выступает соблюдение гласности и достоверности всех сведений, содержащихся в государственном реестре. Гласность и достоверность указанных данных закреплена гражданским законодательством (статья 51 Гражданского кодекса Российской Федерации). Их реализация достигается соблюдением следующих норм:
- сведения о компании, занесенные в ЕГРЮЛ, абсолютно открыты и доступны для массового ознакомления;
- Достоверность информации, запрашиваемой гражданами и организациями из ЕГРЮЛ, обеспечивается на государственном уровне (за внесение ложных сведений предусмотрена ответственность);
- в ходе деятельности компания не может указывать о себе сведения, отличные от записей в ЕГРЮЛ. Ссылки такого рода признаются юридически ничтожными действиями и не могут иметь никаких законных правовых последствий.
Выполнение вышеизложенных требований постоянно контролируется регистрирующими органами. Проведение подобных проверок предусмотрено действующим законодательством, а также ведомственными нормативными актами, издаваемыми в этой области контролирующими органами (регуляторами).
Законодательные нормы по обеспечению достоверности сведений, заносимых в ЕГРЮЛ
Реализация мер, направленных на недопустимость искажения информации ЕГРЮЛ, до 2016 года характеризовалась неопределенностями на уровне законодательства. Так, налоговикам перед началом регистрирования любой компании предписывалось выполнить надзор правильности информации, включаемой в ЕГРЮЛ (пункт 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом указанный контроль нужно было выполнить в порядке и в срок предусмотренный законом. Однако законодательной нормы, устанавливающей порядок и срок выполнения проверок сведений ЕГРЮЛ на предмет их подлинности, до 2016 не существовало. Только с июня 2016 года вступили в действие поправки к закону, определяющие порядок и сроки выполнения проверок подобного рода (Федеральным законом № 67-ФЗ в редакции от 29.06.2015 г. внесена в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» дополнительная статья 9 с пунктами 4.2 и 4.3). Реализация этих правовых норм изложена в приказе ФНС России от 11.02.2016 г. № ММВ-7-14/72@ (зарегистрирован Минюстом России 20.05.2016 г. за регистрационным № 42195, вступил в действие с 5 июня 2016 г.). Данный приказ определяет причины и порядок надзора за достоверностью информации, предлагаемой к включению в государственный реестр, а также раскрывает формы возможных заявлений, касающихся несогласия с внесением информации в ЕГРЮЛ либо выявленного факта её недостоверности. Вышеизложенный приказ послужил для налоговиков основанием для активного проведения с июня 2016 года надзорных мероприятий в отношении юридических адресов, вносимых или уже имеющихся в ЕГРЮЛ, на предмет их подлинности.
Контроль подлинности юридического адреса, включаемого
в ЕГРЮЛ
Достоверность юридического адреса любой компании проверяется контрольным органом в случае возникновения обоснованных сомнений в его подлинности (пункт 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Пункт 4 приказа ФНС России раскрывает данную законодательную норму путем установления общих оснований для контроля подлинности юридического адреса при регистрации компании. К ним относятся следующие обстоятельства.
- От собственника адреса получено обращение о неправомерном использовании конкретной компанией его адреса.
- Участник компании написал заявление, содержащее описание конкретных фактов применения юридического адреса без законных оснований (например, без согласия владельца этого адреса).
- Имеется сообщение от других регуляторов (полиции и др. правоохранительных органов) об их сомнении в подлинности юридического адреса, содержащегося в ЕГРЮЛ.
- Получено официальное обращение от гражданина с просьбой уточнить подлинность юридического адреса в отношении конкретного юридического лица.
- В ходе контрольных проверок различными государственными органами выявлены факты конкретных обстоятельств неправомочности использования юридического адреса (например, налоговики соседнего региона при опросе руководителя контрагента установили использование адреса при отсутствии на то законных оснований).
Основной целью надзора выступает выявление признаков ложности сведений о представленных юридических адресах или проверка отсутствия таких признаков.
Признаки недостоверности проверяемого юридического адреса
Регуляторы считают представленный юридический адрес недостоверным при обнаружении следующих признаков.
- По нему уже оформлены две и более компании, постоянно не выходящие на связь.
- Представленный адрес просто не существует (например, на этом месте расположен пустырь или стихийная свалка мусора и пр.).
- По указанному адресу находится разрушенное здание, непригодное для проживания или работы.
- Ранее направленные письма по указанному адресу возвращены с пометкой «адресат отсутствует», «адресат выбыл».
- Представленного адреса нет вообще в этом районе.
- По приведенному адресу размещается стройка, которая закончится еще не скоро (представлен условный почтовый адрес).
- Адрес принадлежит организации, которой законодательно запрещено предоставлять адрес в аренду (адреса воинских частей, а также различных органов государственной и муниципальной власти).
- Собственник адреса не согласен на использование адреса, принадлежащего ему на правах собственности.
Надзорный орган, выявив признаки недостоверности юридического адреса, высылает директору и всем создателям компании по месту их жительства письмо с требованием подтвердить подлинность юридического адреса их организации. В течение 30 дней от дня отправки такого запроса руководство компании, юридический адрес которой обладает признаками недостоверности, обязано либо подтвердить истинность своего адреса, либо сменить его. В противном случае через 30 дней в ЕГРЮЛ будет внесена запись о недостоверности такого юридического адреса. Отметка о ложности юридического адреса чревата рядом отрицательных последствий.
Последствия отметки о недостоверности юридического адреса
Запись в государственном регистре о недостоверности сведений носит характер «черной метки» и чревата для действующей компании следующими неприятными последствиями.
- Через полгода со дня записи в ЕГРЮЛ такой метки компания подлежит ликвидации.
- Банк заблокирует финансовый счет компании.
- Руководитель компании не сможет получить электронную цифровую подпись.
- Исключена возможность совершать любые регистрационные действия в налоговых и других органах.
- Для учредителей и директора такой компании начинает действовать трехлетний запрет на создание новой организации или вхождение в состав любой действующей законопослушной компании.
- Нависает угроза наступления административной ответственности в виде штрафа, налагаемого на должностные лица такой компании, в сумме от 5 до 10 тыс. рублей.
- Отказ контрагентов от дальнейшего сотрудничества по причине утраты доверия.
Поэтому в срочном порядке целесообразно исключить из ЕГРЮЛ метку о недостоверности юридического адреса.
Как избавиться от записи о недостоверности юридического адреса вашей компании?
Недостоверность юридического адреса вашей компании, зафиксированная в ЕГРЮЛ, исправляется двумя способами.
Первый способ – документальное подтверждение надежности и достоверности юридического адреса компании. С этой целью целесообразно собрать следующие свидетельства.
- Любая бумага, подтверждающая официальное размещение офиса компании по указанному адресу (например, акт приема - сдачи помещения, адрес которого используется в качестве юридического адреса компании).
- Письменное согласие собственника помещения на использование адреса с приложением копии свидетельства о праве собственности арендодателя на это помещение.
- Любые другие документальные свидетельства, подтверждающие истинность заявленного юридического адреса (в том числе, фотографии здания с адресом его расположения, а также свидетельские показания и пр.).
Документы формируются в пакет и направляются с сопроводительным письмом в налоговую инспекцию по почте или доставляются нарочным.
В случае невозможности подтвердить достоверность юридического адреса необходимо прибегнуть ко второму способу исключения из ЕГРЮЛ записи о недостоверности юридического адреса вашей компании. Он состоит в замене недостоверного адреса на надежный и потому достоверный адрес.
Надежность адреса выражается в наличии уверенности у специалистов надзорного органа в том, что этот адрес действительный и по нему всегда можно связаться с руководством компании. Таким надежным адресом выступает адрес территориального агентства по развитию предпринимательства в СВАО г. Москвы (далее - ТАРП СВАО или территориальное агентство), который может быть взят в аренду по соответствующему договору.
Почему следует обратиться к услугам ТАРП СВАО?
ТАРП СВАО предоставляет услугу аренды своего адреса в качестве надежного юридического адреса для коммерческих предприятий и организаций некоммерческого характера. Надежность адреса ТАРП СВАО подтверждается действующим соглашением с УФНС России по городу Москве о законном праве территориального агентства предоставлять свой адрес в качестве юридического адреса бизнесу и некоммерческим организациям при обязательном выполнении определенных условий (протокол №1 от 28.06.2017 г.). К таким условиям относится обязательное прекращение взаимодействия ТАРП СВАО с коммерческим предприятием или организацией некоммерческого характера при выявлении следующих фактов:
- на адрес, принадлежащий ТАРП СВАО на правах собственности, осуществлена попытка необоснованной регистрации компании (без заключения договора аренды с территориальным агентством СВАО);
- организация, зарегистрированная по адресу ТАРП СВАО, хотя бы один раз не уведомила территориальное агентство о своевременном направлении налоговой отчетности в контрольные органы;
- специалисты ТАРП СВАО в течение месяца не могут связаться с директором компании, зарегистрированной по адресу территориального агентства;
- ТАРП СВАО располагает иными достоверными сведениями о недостоверности компании, зарегистрированной и функционирующей по адресу территориального агентства (например, установлены признаки недостоверности в отношении директора предприятия).
Вышеизложенные причины выступают законным основанием для обращения ТАРП СВАО в арбитражный суд с иском о расторжении договора аренды адреса.
Основным требованием для соискателя на заключение договора аренды адреса ТАРП СВАО является соблюдение требований действующего законодательства при регистрации и дальнейшем ведении выбранного вида деятельности. И больше ничего, остальное за вас сделает ТАРП СВАО. Мы можем не только зарегистрировать вашу компанию, но и готовы сопровождать её деятельность под ключ, включая решение вопросов защиты прав предпринимателей путем содействия в обращении в аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Мы работаем с целью обеспечения успешной деятельности коммерческих предприятий и организаций некоммерческого типа.
Наш результат работает на ваш успех. Звоните (тел. 8-499-706-88-07 – секретарь; 8-499-76-88-20 – юридические консультации), приходите (г. Москва, ул. Верхоянская, дом 18 к. 2) или обратитесь к нам онлайн