Требования к трудовой деятельности иностранных граждан установлены Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ \"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации\" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Особенности трудовой деятельности иностранных граждан зависят от того, к какой категории они относятся. Статьей 2 Закона N 115-ФЗ выделяются следующие категории:
- постоянно проживающие граждане (имеющие вид на жительство);
- временно проживающие граждане (имеющие разрешение на временное проживание);
- временно пребывающие граждане (получившие миграционную карту, но не имеющие разрешения на временное проживание или вида на жительство).
Правовой режим трудовой деятельности временно пребывающих в РФ иностранцев зависит от того, прибыли ли они на территорию РФ в порядке, требующем получения визы, или в безвизовом порядке. В безвизовом режиме въезжать на территорию РФ имеют право граждане тех стран, с которыми у России заключены соответствующие соглашения. Соглашения о безвизовых поездках Российской Федерацией заключены, в частности, со странами бывшего СССР, кроме Грузии, стран Прибалтики, Туркменистана (безвизовый режим установлен только в отношении некоторых категорий граждан). Граждане государств, с которыми у РФ таких соглашений нет, въезжают на территорию нашей страны при наличии у них визы (ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ \"О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию\").
Для осуществления трудовой деятельности в России временно пребывающий иностранный гражданин, если он не относится к категориям, перечисленным в п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, должен иметь разрешение на работу. При этом он не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Разрешение на работу выдается в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (утвержден приказом ФМС, Минздравсоцразвития РФ, Минтранса РФ, Госкомрыболовства РФ от 11.01.2008 N 1/4/1/2).
По общему правилу, установленному п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, которое выдается в соответствии с Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации. Однако для привлечения иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, разрешение работодателю не требуется (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Согласно п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган занятости населения в соответствующем субъекте РФ о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Формы и порядок уведомления ФМС об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ утверждены приказом ФМС от 28.06.2010 N 147.
В соответствии с пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ работодатель, пригласивший иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности или заключивший с иностранным работником новый трудовой договор, обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в РФ нового трудового договора. Рекомендованная форма уведомления приведена в письме ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676.
Подпункт 7 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ обязывает работодателя направить в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении договора. При самовольном же оставлении иностранным работником места работы или места пребывания работодатель согласно пп. 8 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ должен направить информацию об этом в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности.
По общему правилу на трудовые отношения с участием иностранных граждан распространяются правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права (часть пятая ст. 11 ТК РФ). Поэтому при заключении трудового договора иностранный гражданин либо лицо без гражданства предъявляют, как и российские граждане, документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей.
Иностранные граждане должны представить документы, удостоверяющие их личность в соответствии с законодательством государства, гражданами которых они являются.
При необходимости предъявляются документы об образовании, квалификации или наличии специальных знаний. Документы об образовании, выданные органами других государств, должны быть легализованы посольством (консульством) России в стране, в которой выдан документ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. В частности, Соглашением о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15 апреля 1994г.) (подписанным Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Грузией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) закреплено, что стороны признают (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории Стороны выезда порядке их перевод на государственный язык Стороны трудоустройства или русский язык.
Документы об образовании, выданные иностранными учебными заведениями, в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ \"О высшем и послевузовском профессиональном образовании\", п. 14 ст. 28 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 \"Об образовании\" подлежат признанию на территории РФ, и в их отношении должна быть установлена эквивалентность в порядке, установленном приказом Министерства образования и науки РФ от 14.04.2009 N 128.
Согласно ст. 66 ТК РФ на территории России ведутся трудовые книжки установленного образца. В настоящее время действуют формы трудовой книжки, обладающие одинаковой силой, утвержденные:
- постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 \"О трудовых книжках\";
- постановлением СМ СССР, ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 \"О трудовых книжках рабочих и служащих\";
- постановлением СНК СССР от 20.12.1938 N 1320 \"О введении трудовых книжек\".
Если у работника нет трудовой книжки указанных образцов либо имеется трудовая книжка по форме иностранного государства, работодатель должен завести этому работнику трудовую книжку установленного образца (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1). Заводить нужно книжку по форме, установленной постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225.
На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ \"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации\" временно пребывающие иностранные граждане, работающие по трудовому договору, не подлежат обязательному пенсионному страхованию. Поэтому при приеме на работу такие категории иностранцев не должны предъявлять страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
Документы воинского учета иностранцами при приеме на работу не предоставляются, так как они не являются военнообязанными лицами по отношению к РФ (п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ).
Поскольку согласно части первой ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается только в случаях, прямо указанных в этой статье или иных статьях ТК РФ, либо в иных федеральных законах, и ни Трудовой кодекс РФ, ни иные нормативные акты, в том числе регулирующие правовой статус иностранных граждан, не предусматривают необходимости заключения с иностранными гражданами трудового договора на определенный срок, то с принимаемыми на работу иностранными гражданами и лицами без гражданства необходимо заключать бессрочные трудовые договоры, за исключением тех случаев, когда необходимость или возможность заключения срочного трудового договора прямо предусмотрена ст. 59 ТК РФ (например, срочный трудовой договор может быть заключен для выполнения сезонных работ).
По истечении срока действия разрешения на работу трудовой договор расторгается на основании п. 9 части первой ст. 83 ТК РФ (истечение срока действия специального права, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору). Работодатель должен расторгнуть трудовой договор в последний день срока действия разрешения на работу.