1. Государственная регистрация изменений в уставе
Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Именно этот адрес, указанный в учредительных документах, на практике называют юридическим адресом организации, хотя само гражданское законодательство такого понятия не содержит. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ \"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей\", далее - Закон о регистрации).
Сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица подлежат обязательному включению в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) как адрес, по которому осуществляется связь с этой организацией (пп.\"в\" п. 1 ст. 5 Закона о регистрации). В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ \"Об обществах с ограниченной ответственностью\" (далее - Закон об ООО) устав общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО, общество) должен содержать сведения о месте нахождения общества. Таким образом, при смене места нахождения ООО в устав общества следует внести соответствующие изменения. Такие изменения вносятся по решению общего собрания участников ООО (п. 4 ст. 12, пп. 2 п. 2 ст. 33 Закона об ООО), которое, в силу п. 8 ст. 37 Закона об ООО, принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена Законом об ООО или уставом общества. Изменения в устав общества или устав ООО в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 4 ст. 12 Закона об ООО).
Регистрация изменений, вносимых в устав ООО, осуществляется территориальными органами ФНС России по месту нахождения юридического лица (далее - регистрирующий орган) (п. 1 ст. 18 Закона о регистрации). Для организаций, зарегистрированных в Москве, таким органом является ИФНС N 46 (приказ УФНС России по г. Москве от 29.09.2003 N 257).
ООО, в течение трех рабочих дней с момента внесения изменений в устав о месте нахождения общества, обязано представить в регистрирующий орган документы, необходимые для государственной регистрации таких изменений (п. 5 ст. 5 Закона о регистрации). Согласно ст. 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в устав ООО, в регистрирующий орган предоставляются следующие документы:
1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 (далее - постановление N 439). Заявителем может выступать руководитель постоянно действующего исполнительного органа общества или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени общества. Подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2, п. 1.3 ст. 9 Закона о регистрации);
2) решение о внесении изменений в устав ООО;
3) изменения, вносимые в устав ООО; такие изменения могут быть оформлены путем утверждения новой редакции устава либо в виде изменений в устав;
4) документ об уплате государственной пошлины (в размере, определенном пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Государственная регистрация должна быть проведена в течение 5 рабочих дней с момента предоставления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона о регистрации). Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации заявителю выдается свидетельство по форме N Р50003 (п. 3 ст. 11 Закона о регистрации, п. 5 постановления N 439).
2. Постановка на учет в налоговом органе. Налоговые проверки
В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения (п. 1 ст. 83 НК РФ). При изменении места нахождения организации снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором она состояла на учете, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в порядке, установленном Правительством РФ. Постановка организации на учет в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения организации (п. 4 ст. 84 НК РФ).
Постановка организации на учет и снятие ее с учета подтверждается документом, форма которого устанавливается ФНС России. Если изменение места нахождения влечет необходимость постановки на учет в другом налоговом органе, указанный документ выдается (направляется) налоговым органом по новому месту нахождения не позднее 5 дней с даты внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 5 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110). НК РФ не предусматривает обязательного проведения каких-либо налоговых проверок в отношении организации, меняющей место нахождения. Однако налоговое законодательство не содержит и запрета на проведение налоговой проверки организации при изменении места ее нахождения. Поэтому налоговый орган вправе провести такую проверку. Кроме того, в силу п. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444, при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую налоговым органом в обязательном порядке проводится сверка расчетов налогоплательщика.
На основании п. 3.1.2 Регламента срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика, при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика, не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика не должен превышать 15 рабочих дней.