Согласно п. 15.2 ч. 4 ст. 22, п. 9 ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ \"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд\" (далее - Закон о госзаказе) заказчиком, уполномоченным органом может устанавливаться требование обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта. Исполнение государственного (муниципального) контракта может обеспечиваться безотзывной банковской гарантией, страхованием ответственности по контракту или передачей заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита). При этом способ обеспечения исполнения контракта определяется участником торгов, с которым заключается государственный (муниципальный) контракт, самостоятельно (ч. 4 ст. 29, ч. 4 ст. 38 Закона о госзаказе).
Таким образом, вопрос о том, обеспечивать ли исполнение государственного (муниципального) контракта путем страхования ответственности по контракту либо иным предусмотренным Законом о госзаказе способом, участник торгов, с которым заключается контракт, решает самостоятельно.
Из ст. ст. 927, 932 ГК РФ следует, что при страховании риска ответственности за нарушение договора сторонами по договору страхования являются страховщик и участник торгов, с которым заключается контракт (страхователь). Выгодоприобретателем по такому договору будет государственный (муниципальный) заказчик, не являющийся стороной договора страхования.
Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При размещении государственного заказа договор страхования выступает как способ обеспечения исполнения обязательства. Исходя из правовой природы института обеспечения исполнения обязательства (глава 23 ГК РФ), государственный (муниципальный) заказчик вправе выдвигать к договору страхования следующие требования, которые должны быть отражены в конкурсной документации (документации об аукционе):
- об объеме, в котором обеспечивается исполнение обязательства по государственному (муниципальному) контракту (реальный ущерб, упущенная выгода и все виды неустойки (штрафы, пени) в соответствии с условиями ответственности по контракту);
- о сроке действия договора страхования;
- о сумме обеспечения (не свыше 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении торгов - п. 15.2 ч. 4 ст. 22, п. 9 ч. 4 ст. 34 Закона о госзаказе).
Учитывая принцип свободы установления прав и обязанностей, выдвигать иные требования к содержанию договора страхования ответственности, в том числе требовать строгого соответствия установленного им текста договора страхования или заключения договора страхования с определенной страхований компанией, государственный (муниципальный) заказчик не вправе.
При определении в конкурсной документации (документации об аукционе) требований о сроке действия договора страхования целесообразно учитывать положения Рекомендаций Экспертного совета при Федеральной службе страхового надзора \"О существенных условиях страхования ответственности по государственным и муниципальным контрактам\".
В указанных Рекомендациях срок действия договора страхования предлагается устанавливать в зависимости от того, как определяется страховой случай в договоре страхования ответственности по государственному (муниципальному) контракту, а также с учетом специфики обеспечиваемых обязательств (например, наличие или отсутствие гарантийного срока по контракту).